- Если не замирает мгновение, замереть должна камера
- Рейтинг лучших штативов
- Лучшие штативы-триподы для фотоаппаратов и видеокамер
- Manfrotto Nitrotech 612 + GS Twin (MVK612TWINGA)
- Manfrotto 190CXPRO4
- FUJIMI FT99A
- Falcon Eyes Travel Line 3600
- Лучшие штативы для смартфонов
- GreenBean Videocraft 418
- Manfrotto Mkcompactadv (Compact Advanced)
- Rekam QPod S-300
- Лучшие настольные штативы-триподы
- Joby TelePod Pro Kit
- Manfrotto PIXI EVO MTPIXIEVO
- Falcon Eyes TablePod 107
- Лучшие штативы-моноподы
- Manfrotto MVMXPROA42W
- GreenBean HDV Elite-517С
- Falcon Eyes MP-J1116C
- FUJIMI FM107
- GoPro AFAEM-001
- Какой штатив выбрать?
Если не замирает мгновение, замереть должна камера
На заре фотографии штатив был незаменимым аксессуаром мастера: малочувствительные фотоматериалы, требовавшие чудовищных по сегодняшним временам выдержек даже при ярком свете, неизбежно вынуждали к жесткому и надежному креплению фотоаппарата. Лучшие подставки для смартфонов, фото- и видеокамер представлены в нашем обзоре.
Сейчас, конечно, в большинстве случаев можно спокойно снимать с рук, особенно если у вас в камере есть стабилизатор матрицы или стабилизированный объектив, но четыре «но» все же есть».
Первый — это ночная фотосъемка: когда света недостаточно, приходится либо подкручивать ISO, тем самым получая лишний шум на изображении, который «съедает» детали, либо использовать низкую выдержку, где никакой стабилизатор не помогает. Второе — использование телеобъективов: чем больше фокусное расстояние, тем сильнее выражена «тряска», уже на 300 мм вы буквально увидите в видоискателе, как изображение «перетекает» от пульса и дыхания. И это с легкими телевиками: профессиональная телевика нуждается в штативе, хотя бы из-за габаритов и веса, недаром такие объективы имеют свое штативное крепление. Третье «но» — это съемка видео с самим собой (типичные ютубовские «говорящая голова» и «говорящие руки»), когда камеру неизбежно нужно на что-то установить. И четвертое «но» — это предметная съемка и особенно макросъемка, со штативом куда удобнее будет.
Так что если вы серьезно увлекаетесь фотографией или видеосъемкой, рано или поздно вы придете покупать штатив, даже если вы используете смартфон в качестве фотоаппарата. Здесь главное не тратить деньги зря: и если даже дешевый штатив обеспечивает достаточную устойчивость для легкого телефона, то для тяжелой камеры, да еще с утяжеляющим спереди объективом, понадобится что-то куда более серьезное.
Рейтинг лучших штативов
Лучшие штативы-триподы для фотоаппаратов и видеокамер
Manfrotto Nitrotech 612 + GS Twin (MVK612TWINGA)
открывает наш рейтинг лучших штативов профессиональная конструкция от Manfrotto: Nitrotech 612 + GS Twin. Итальянская компания является одним из фаворитов среди профессионалов в области фото- и видеосъемки, а в нашей стране известна в том числе интересным сочетанием цены и качества. В ассортименте есть все: от недорогих любительских подставок, которые хороши для телефона, до топовых профессиональных подставок с «тяжелой шестизначной ценой.
Выбранный нами вариант как раз приближается к «психологическому порогу» в 6 баллов, но давайте посмотрим, что нам предложат за эти деньги. Алюминиевый штатив, где две верхние секции собраны из двух алюминиевых трубок, а нижние из одинарных трубок с приличным сечением (чего не хватает классическим «телескопам») стал очень жестким, чему способствует нижняя расширения. Подставка оснащена чашей 100 мм, что позволяет устанавливать еще более серьезные головки, чем те, что предлагаются в этом комплекте (она рассчитана на чашу 75 мм и монтируется через переходник). Максимальная нагрузка на стойку 18 кг, максимальная высота 176 см. Поддерживается использование штативов в сочетании с видеотележками, такими как Manfrotto 114MV Video Dolly.
Что касается плавающей видеоголовы Nitrotech 612, то это отличное решение для камер до 12 кг, с постоянным противовесом, регулируемым противовесом и возможностью установки аксессуаров, которые при движении камеры должны оставаться неподвижными по отношению к оператору (напр например, так устанавливаются мониторы). Поддерживаются как «антиротационные» крепления Manfrotto, так и крепления с установочными штифтами ARRI.
Естественно, из-за нижнего расположения штативов этот штатив в первую очередь студийный и «официальный», то есть для работы в помещениях с нормальным полом, а не для вылазок на природу или работы почти на ходу.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 10/10 Если работать серьезно (а это и камера тяжелая, и аксессуары к ней, и требования к качеству записи), то оправданность вложений понимаешь достаточно быстро читать далее
Manfrotto 190CXPRO4
Модель 190CXPRO4 на фоне «настоящих профессиональных» решений того же бренда уже не кажется такой уж дорогой, но уже полностью соответствует пониманию штатива на профессиональном уровне, и подходит не только для студийной работы: компактна в сложенном виде и умеренный вес (1,65 кг при безопасной нагрузке 7 кг) этого карбонового штатива идеально подходит для путешествий, в том числе пеших прогулок. Обратите внимание, что данная подставка «безголовая», то есть вам предстоит выбирать конкретную головку или набор головок разного назначения «под себя». Это опять же характерная черта профессионального класса, а не любительского с его «купи-используй». Крепление головок 3/8”, и хотя производитель рекомендует использовать (без сомнения) оригинальные головки Manfrotto, вы без проблем можете использовать любые другие. Или вы можете просто использовать адаптер на четверть дюйма (он входит в комплект), если вам нужен штатив для настройки освещения или съемки «говорящей головы», когда камера все еще находится только горизонтально на уровне головы.
Каждая четырехсекционная ножка штатива может быть установлена под своим углом — это опять-таки плюс для «походной», а не студийной съемки: штатив можно надежно установить даже на очень неровной поверхности, хоть в горах. Отсутствие ограничителей стойки позволяет уменьшить минимальную высоту стойки до 8 см (без учета установленной головки), максимальная высота без выдвинутой центральной стойки составляет 135 см. С выдвинутой колонкой высота увеличивается до 160 см, чего большинству фотографов будет более чем достаточно. Кроме того, колонку можно установить горизонтально — учитывая возможность очень сильно опустить штатив, мы также получаем отличный инструмент для макросъемки на природе, также штатив подходит для видеосъемки в стиле «говорящие руки».
В общем, тут можно только процитировать небезызвестного Фрая: «Заткнись и возьми мои деньги!».
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,9 / 10 Идеально помещается в ручную кладь, удобно держит 5D Mark III с телеобъективом. Качество очень понравилось читать далее
FUJIMI FT99A
Но у этой подставки уже есть все возможности порадовать любителей путешествий: она весит всего 1,5 кг, а благодаря пятисоставным ножкам в сложенном виде чрезвычайно компактна — 35 см! Другое дело, конечно, что такая конструкция из-за малого диаметра последних секций страдает жесткостью в полностью разложенном положении, но это будет ощущаться только при использовании тяжелых камер с телеобъективами, а, например, при съемке широкоугольных панорам на легкую беззеркалку проблем нет. Заявленная нагрузка до 6 кг, максимальный рост 156 сантиметров. Одна из ножек съемная, превращающая штатив в монопод с диапазоном высот от 395 до 1145 мм (нога крепится непосредственно к головной платформе) или 655-1580 мм (нога прикручивается к стойке).
Штатная головка имеет шарик диаметром 36 мм, который надежно крепится при затяжке, но механизм регулировки сопротивления грубый: если попытаться немного расслабить головку, можно резко «уронить» камеру в сторону. Это в принципе характерно для дешевых «шариков», при работе с тяжелой камерой есть смысл задуматься о покупке шаровой головы более высокого класса, да и 3D-голова в наличии иметь не помешает (или даже с видео голова, если вы используете камеру и для видеосъемки с проводами).
Угол ножек можно задавать только в двух вариантах (поскольку крепления имеют две стопорные заслонки). Колонну можно поворачивать на 180 градусов. А вот встроенных или съемных шипов для ножек в комплекте нет, что странно для «дорожной» стойки. И даже полный камуфляж говорит о том, что «транспортное средство!
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,2 / 10 Я брал его с собой в несколько поездок. В дороге практически не мешает, можно мириться с неизбежными компромиссами за счет компактности читать далее
Falcon Eyes Travel Line 3600
Перед нами теперь классический корпус бюджетного варианта от достаточно известного бренда: на подставке вместо регулируемых упоров на каждой «ножке» распорки под центральную стойку, сами «ножки» изготовлены из алюминиевого сплава, а высота колонны регулируется стойкой.
Максимальная высота подставки 1,7 метра, голова, которую несложно представить за такую цену, пластиковая, 3D. Однако усилие на оси качания регулируется не поворотом рукоятки управления, как на очень дешевых стойках, а поворотом рукоятки управления отдельным рычагом. Наклон камеры, как и на других дешевых 3D головках, регулируется простым винтом с фигурной пластиковой головкой, уровень есть только на основании, то есть камера не гарантированно поворачивается ровно на 90 градусов.
Тем не менее, за свою цену штатив будет достаточно интересен для фотографов, которым нужны только «базовые» функции, а технические ошибки еще сглаживаются кадрированием исходного изображения и постобработкой (читай: кадрированием, поворотом). Раздельная регулировка сопротивления раскачиванию камеры и панорамирования съемки позволит в какой-то степени работать даже с видео без сложной проводки. Надежность пластиковых хомутов коленных сегментов неплохая — так что без экстрима типа динамической съемки в -20 и так далее штатив за свои деньги заслуживает внимания.
Основные преимущества:
Минусы:
Модели в ассортименте:
Оценка 9.1/10 Нормальный любительский стенд, для моих целей ничего вычурного в общем-то не надо читать далее
Лучшие штативы для смартфонов
GreenBean Videocraft 418
В эту категорию мы условно отнесли стенды, рассчитанные на легкие нагрузки и эксплуатацию без «экстремальных видов спорта», с учетом особенностей нормального использования смартфонов на стендах. В принципе, они также подходят для использования с легкими цифровыми камерами.
Первое место в рейтинге занимает штатив с названием, явно говорящим о его возможностях: головка имеет систему противовеса и жидкие демпферы по обеим осям, призванные гасить рывки при введении. Остается только прикрепить на резьбу 1/4″ клипсу для смартфона — и можно приступать к освоению кинематографии.
Угол ножек фиксированный, в разложенном состоянии ножки удерживаются растяжками. Сами ножки сдвоены, что позволило добиться хорошей жесткости конструкции: подставка не «играет» под проводами, особенно если на предусмотренный для этого крючок подвесить на нее груз. Так как подставка не имеет центральной стойки, этот крючок разместили на одной из ножек. Учтите, что крючок пластиковый: тащить за собой не хочется, особенно с утяжелением.
Максимальная высота подставки 190 см. Учитывая, что вид при съемке со смартфона жестко привязан к положению экрана, который для удобства нельзя поворачивать относительно объектива встроенной камеры, это абсолютно правильно: пользоваться может даже обладатель баскетбольного роста подставка.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,7/10 Учитывая, что камера в телефоне хорошая и умеет записывать 4К видео, я пробовал записывать видео не руками, а со штатива — был приятно удивлен тем, насколько лучше выглядел результат читать далее
Manfrotto Mkcompactadv (Compact Advanced)
Продолжаем обзор лучших штативов для телефона Manfrotto Compact Advanced. Тонкие пятисекционные ножки этой подставки и стандартная простая пластиковая 3D-головка сразу говорят о том, что ничего тяжелее «цифровых мыльниц» сюда устанавливать не стоит. На самом деле сам производитель позиционирует подставку как «для зеркалки начального уровня» — так что если на нее установить смартфон или экшн-камеру, то она тем более будет в своей роли, да еще и для «стартовой» зеркалки, не соглашаясь с мнением производителя, автор предпочел бы что-то посолиднее, тем более за такую цену..
Минимальная высота стойки 44,5 см, максимальная без удлинения колонны 140 см. Еще 25 см можно скинуть, подняв колонку. Для управления головой используются две складные рукоятки: одна для наклона вперед-назад (она же регулирует сопротивление движению в этом направлении, стягивая или ослабляя разъемное основание) и панорамирования, другая для выравнивания. Пузырьковых уровней нет, поэтому приходится выставлять горизонталь по уровню экрана смартфона (если это умеет приложение камеры по умолчанию, ну или сразу ставить OpenCamera на телефон).
Такая конструкция головы не очень подходит для съемки панорам, так как ручкой регулируется сопротивление движению как при наклоне, так и при панорамировании — нужно поймать момент, когда голова уже не «рубит» туда-сюда, а еще крутится. С тяжелой камерой это будет проблематично – так что даже если заявлена грузоподъемность в 3 кг, это еще один повод написать штатив как «смартфон».
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.6/10 Обычно использую для видеоблогинга пока еще, поэтому всякие хитрости с проводкой при выборе меня не интересовали читать далее
Rekam QPod S-300
Эта подставка, даже при максимальной нагрузке в 2,5 кг, явно говорит о том, что на нее лучше всего крепить смартфон: камеры на ней будут иметь явную склонность кивнуть, да и сами понимаете, не стоит затягивать пластиковые замки головок слишком много. Но как дешевый вариант «обкатать» что-то технически более сложное, чем простая ручная фотосъемка, вполне оправдан.
Разве что небольшая максимальная высота (135 см) может чем-то помешать, если вы планируете не снимать «сидящую говорящую голову», а фотографировать. Но весит подставка всего чуть больше килограмма, носить ее с собой можно без усилий — а еще удобно носить уже разложенную подставку, на ножках есть мягкие подушечки.
Конструкция подставки типична для бюджетных моделей: ножки (уплощенные для большей жесткости в поперечном направлении) фиксируются эксцентриковыми флажками, угол раскладывания фиксируется растяжками. Прикрепление растяжек тонкими осями к пластику еще раз свидетельствует о том, что лучше не использовать штатив для чего-либо тяжелее смартфона. Центральную колонку поднимает микрошестерня, сделанная из какого-то «композитного металла», по описанию с сайта официального магазина Рекам. Оставим этот термин на совести того, кто его описал, и не будем придираться к характеристикам этого механизма — мы по-прежнему говорим о подставке исключительно как о «смартфоне».
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.0/10 Пробовал с кропнутой зеркалкой… Нет, не вариант. А вот снимать на телефон — самое то, голову не перегружает читать далее
Лучшие настольные штативы-триподы
Joby TelePod Pro Kit
Продолжаем обзор лучших подставок Joby TelePod Pro Kit. Joby — один из брендов, входящих в группу Vitec Imaging Solutions вместе с такими «гигантами», как Manfrotto, Gitzo и Lowepro. Так что заранее можно ожидать довольно интересное предложение (но недешевое, к сожалению). Ну и перед нами своеобразный трансформер, собранный из пластика и алюминия. Комплект TelePod PRO можно использовать как в качестве селфи-палки, складывая лепестки в ручку для захвата и удлиняя при необходимости центральную телескопическую колонку (в ней три секции, поэтому в разложенном виде подставка выдвигается на 635 мм!), так и в качестве обычная настольная подставка в нескольких вариантах высоты (ножки имеют три варианта фиксации угла наклона, плюс можно «поиграть» в свое удовольствие с той же центральной колонной). При грузоподъемности 1 кг подставка «потянет» не только экшн-камеру или смартфон, но и легкую беззеркальную камеру. Точно так же его можно использовать и в качестве подспорья при съемке – если студийные вспышки для него все же тяжеловаты, можно будет установить вспышки на камеру в ведомом режиме, даже если это немаленькая Canon Speedlite 600EX II-RT или что-то в этом роде.
Но в первую очередь штатив, как и другие аксессуары под этим брендом, разработан специально для любителей всех видов съемки «на ходу», и здесь широкие возможности трансформации будут как нельзя кстати.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,7/10 Хороший «универсал» для GoPro — сочетает в себе компактную ручку, полноценную селфи-палку и качественный «рабочий стол» читать далее
Manfrotto PIXI EVO MTPIXIEVO
Компактная и легкая (чуть менее 300 граммов) настольная подставка вполне типична для этого типа — три ножки-листа, расставленные от шаровой головки. Сами ножки телескопические, замки-кнопки позволяют выбрать одно из пяти положений. В результате высоту можно регулировать в диапазоне от 11 до 20 см, если воспользоваться фиксирующим рычагом внизу головы — он позволяет шире расставить ноги, а подставку еще опустить. На концах ножек есть небольшие резиновые накладки. Если ножки сложить к середине, то за счет своей формы они образуют удобную ручку — это оценят в первую очередь любители снимать со смартфонов. Но прочности штатива и надежности фиксации шара будет достаточно для полноценной зеркальной камеры – если, конечно, это не Canon EOS 1Dx Mark III, им можно снимать с предельно низких точек, до высота, которую нельзя сложить вместе с обычным штативом.
К креплению ножек есть только небольшие нарекания — из-за их телескопической конструкции есть некоторый люфт, особенно ощутимый на максимально выбранной длине. В остальном стенд показал себя хорошо и к его надежности претензий нет.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.6/10 Купил для экшн камеры и смартфона, но ради интереса поставил даже зеркалку — работает! читать далее
Falcon Eyes TablePod 107
Этот чрезвычайно дешевый штатив (так что можно простить ему ошибки литья пластмассы) сделан по типу трансформера: из стационарного штатива он превращается в эргономичную ручку для компактного фотоаппарата или смартфона. Но поэтому его максимальная нагрузка невелика: 500 граммов при весе самой подставки в 105 граммов.
Головка штатива регулируется по наклону только в одной плоскости, так как при таких габаритах и весе проще вращать весь штатив вокруг вертикальной оси. Рабочая высота стенда 100 мм.
TablePod интересен в первую очередь, конечно же, любителям фотографии с рук: за небольшую сумму он позволит удобнее держать миниатюрную камеру или смартфон. Главное, чтобы в самом гаджете был хотя бы один цифровой стабилизатор. Ну а при необходимости всегда можно будет установить камеру на стол или полку.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8.9/10 Как ручка практична, плюс позволяет брать со стола — эдакое «два в одном» читать далее
Лучшие штативы-моноподы
Manfrotto MVMXPROA42W
Этот алюминиевый монопод оснащен видеоголовкой с жидкими демпферами, работающими по всем осям, что позволяет снимать равномерно над головой: максимальная высота 203 сантиметра. Это также заставляло даже четырехсекционный шест быть достаточно высоким в сложенном положении — 78 см. Максимальная нагрузка на голову 4 килограмма.
Чтобы при вращении камеры шток не перекручивался из-за сопротивления демпфера, в сечении его сделали D-образным. Дополнительные складные ножки внизу повышают устойчивость — штатив оказался вполне удобным в использовании, как и следовало ожидать от Manfrotto.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.9/10 Купил для концертной записи — можно работать в толпе, держать камеру над ней и никому не мешать читать далее
GreenBean HDV Elite-517С
С этим моноподом в Азии можно снимать только над головой: максимальный рост 184 см. А вот для более типичной задачи монопода (удержание камеры на уровне лица) подойдет кто угодно, кроме Хафтора Бьорнссона. Используется головка типа 2D с жидкими демпферами и противовесом, что позволяет наклонять камеру объективом вверх до 90 градусов и вниз до 80 градусов.
Материал удилища — карбон, что и определило цену монопода. Сама голова проигрывает удобству Manfrotto, тем более, что штатив вышел еще тяжелее — чуть более 2 кг. Но у него есть очень интересная особенность: сняв нижнюю опору подставки, можно переставить саму голову и таким образом получить низкую настольную подставку. Кроме того, не забыты резьбовые крепления для дополнительного оборудования на голове: подставка, несомненно, функциональна и по праву может считаться профессиональной.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,7 / 10. В путешествии он на голову выше штативов с точки зрения удобства — на мой взгляд, они все же больше подходят для студий читать далее
Falcon Eyes MP-J1116C
Если вам нужен карбоновый монопод, но с более-менее разумным бюджетом, есть смысл присмотреться к этой модели. При весе 350 грамм подставка способна выдвигаться до 145 см, в сложенном виде превращаясь в ручку длиной 48 см и диаметром 25 мм. Секционные зажимы — рукавные, металлические с фторопластовыми прокладками, что, конечно, снизит скорость полного раскладывания, но и надежнее обычных зажимов (особенно на морозе).
Подставка не комплектуется штатной головкой, возможна установка любой на ваш вкус на круг 50 мм, с резьбой 3/8″ или 1/4″. Наконечник прорезиненный сферический, без дополнительного мини-штатива и надежного сцепления с колонкой.Максимальная нагрузка — до 3 кг, этого достаточно для большинства зеркальных камер и особенно беззеркальных.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.5/10 Покупал в первую очередь как кемпинг, учитывая минимальные габариты и смехотворный вес можно мириться с некоторыми минусами при съемке по сравнению со штативом читать далее
FUJIMI FM107
Но этот вариант уже из бюджета: китайский монопод, традиционно имитирующий название «под что-то японское», дешев, весит немногим более полкилограмма и оснащен шаровой головкой, для которой требуется нагрузка до заявлено 5 кг. Для большего удобства предусмотрена складная подставка под ногу и страховочный ремень. Максимальная высота монопода 180 см, в сложенном состоянии он укорачивается до 62 см, а учитывая небольшой вес, в этом случае его можно использовать и как палку для селфи.
Головка здесь проста: шар зажимается цангой и имеет всего две степени свободы, как и обычные 2D-степени, за счет того, что наклон крепления камеры в сторону не дает цанговой прорези. Решение крайне бюджетное и без возможности демпфирования — но придираться к этому не будем, помнит цену.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8.9 / 10 Мне не пришлось тратить много денег, но это очень помогает. Для профессиональной съемки я бы купил дороже, но для меня это нормально читать далее
GoPro AFAEM-001
Перед нами, конечно, не совсем монопод в классическом понимании этого слова: GoPro 3-Way Mount — это в первую очередь складная селфи-палка для экшн-камер (что несложно понять из названия производителя). Однако это устройство можно использовать и как монопод, зафиксировав его тремя лепестковыми ножками, спрятанными в ручке. Кроме того, узел на ножках можно использовать и как самостоятельную подставку для стола. Рукоятка прорезинена и имеет прекрасную эргономику – ее удобно держать на весах, а покрытие имеет достаточную «твердость» даже во влажных руках.
Длина в сложенном виде 19 см, при полностью разложенных петлях длина увеличивается до 52 см (камеры, так как именно GoPro тут «законодатель моды» и по креплениям).
И конечно, этот дизайн успешно скопирован китайцами, и на известном сайте клон оригинальной ручки GoPro стоит более чем в 10 раз дешевле. Причем «клон» отнюдь не в десять раз слабее, несмотря на очевидную разницу в качестве пластика: к сожалению, при неудачном ударе или падении у «оригинала» тоже ломаются шарнирные уши — а с учетом цене, мы, к сожалению, не можем не снизить рейтинг этих стендов.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8,5/10 Позволяет снимать с рук, в том числе и с сложных ракурсов, хорошо стоит на столе — универсальный вариант для влога с упором на движение и действие читать далее
Какой штатив выбрать?
Начнем с условий, в которых вы планируете использовать штатив. Если вам нужна жесткая фиксация «без рук», есть достаточная площадь для установки, то вам обязательно стоит выбрать подставку. Монопод же выигрывает в условиях ограниченного пространства (им часто пользуются журналисты, которые вынуждены толпиться — просто не хотят давать друг другу работать со штативом), весит гораздо меньше — зато при съемке, он просто работает как дополнительная опора, ручку камеры или монопода все равно нужно держать рукой. Кстати, селфи-палки, которые в последнее время так ненадежны, тоже своего рода моноподы.
Важным конструктивным элементом подставки является голова. Это также определяет функции использования стенда. В целом можно провести следующее разделение:
Какую штативную головку купить? Шаровые головки оптимальны для тех случаев, когда нужно быстро перемещать камеру во все стороны: достаточно расслабиться одним замком. Такие головы лучше всего подходят для репортажной съемки, фотоохоты, съемки авиашоу или спорта. Но с другой стороны, при этом вы получаете свободу во всех направлениях, с такой головой сложнее работать, когда нужно двигать камеру строго по одной оси. Например, при съемке для склейки панорамы обычной головкой достаточно ослабить фиксатор оси панорамирования — в конструкцию шаровых головок необходимо ввести отдельный шарнир панорамы. В общем, предполагается, что рано или поздно вы «созреете» от 3D-головы до шаровой.
Независимо от типа головки подставка должна иметь достаточную жесткость. В противном случае малейшее прикосновение уже вызовет дрожь в видоискателе, особенно при использовании телеобъектива. И конечно, зажимы должны выдерживать вес камеры — обратите внимание на максимально безопасный вес устанавливаемого оборудования, указанный в характеристиках. Хорошее эмпирическое правило — сократить эту цифру пополам, дав ей еще больше запаса при работе с тяжелыми телеобъективами. И не забывайте, что для дешевых стоек эта цифра может быть указана производителем как «слишком оптимистичная».
Критические части штатива (головка, ограничители угла наклона ножек, скобы, если они есть) должны быть либо металлическими, либо из качественного пластика (не дешевого ABS!): сломанный фиксатор ножки неизбежно приведет к тому, что штатив свалится вместе с камерой, а это полный затратный ремонт «корпуса» или объектива (а то и того и другого). Здесь не стоит экономить. Ножки и центральная колонна могут быть как из алюминия, так и из углепластика: карбон дороже, но позволяет добиться очень высокой прочности при умеренном весе, недаром во всевозможные «кемпинговые» серии ведущих производителей обязательно входят карбоновые модели.
Удачных действий!