- Личному хозяйству – малая механизация!
- Как составлялся рейтинг лучших мотоблоков
- Рейтинг лучших мотоблоков
- Лучшие средние бензиновые мотоблоки
- Daewoo Power Products DATM 6.2 PRO
- Нева МБ2-B&S (CR950)
- CHAMPION BC1193
- ЗУБР МТБ-400
- АГАТ Л-6,5
- Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки
- PATRIOT Калуга (пониженная передача)
- Парма МБ-02-7.0К
- Huter МК-7000
- Denzel DPT-270
- Steher GT-300
- Aurora GARDENER 750
- Лучшие средние дизельные мотоблоки
- RedVerg ГОЛИАФ-2-7Д
- Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки
- PATRIOT Nevada 15
- Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки
- PATRIOT Boston 9DE
- CHAMPION DC1193E
- Как выбрать лучший мотоблок?
Личному хозяйству – малая механизация!
При наличии собственного хозяйства без механических «помощников» обойтись сложно – даже маломощный мотоблок может облегчить массу работы, причем самым нестандартным образом: например, установив насос на карданном валу можно быстро откачать воду из колодца или наоборот осушить канавы или кессон. Неудивительно, что часто в деревнях можно увидеть самые безумные конструкции, которые по примеру орков Warhammer собираются буквально из того, что было лишним под рукой.
Но сегодня мы будем заниматься не тем, как смонтировать задний тягач, а тем, что можно и нужно покупать в магазинах в 2023 году.
Как составлялся рейтинг лучших мотоблоков
В первую очередь отметим, что мы не преследуем рекламных целей. Все агрегаты, предлагаемые на ваш обзор, были отобраны беспристрастно, по принципу – «как для себя».
Критерий выбора:
Для облегчения классификации мотоблоки можно разделить на следующие группы:
Лучшие (по мнению специалистов и покупателей) модели мотоблоков 2023 года в нашей оценке.
Рейтинг лучших мотоблоков
Лучшие средние бензиновые мотоблоки
Daewoo Power Products DATM 6.2 PRO
открывает наш топ лучших мотоблоков Daewoo Power Products DATM 6.2 PRO. Масса 93 кг при мощности 8,5 л.с. – это хороший баланс: мотоблок может выполнять многие работы без утяжелителей, но не скупится на них за счет возможностей двигателя в 230 кубических сантиметров. Двигатель установлен поперечно и соединяется с коробкой передач традиционно — клиноременной. А вот сама коробка передач радует: она выполнена в чугунном корпусе (отсюда вес заднего тягача), прочная и надежная. Сама коробка передач имеет три скорости вперед и одну назад, но за счет возможности перестановки ремня мы получаем возможность понизить все эти скорости при необходимости (реклама описывает это как «6 вперед и 2 назад», что не совсем корректно , так как одновременно доступно только 3 + 1). Например, если при «высоком» положении ремня мотоблок развивает на первой скорости 5,6 км/ч, то при «низком» — 4. На третьей скорости имеем 17 и 12,5 км/ч соответственно. Кроме того, приводной шкив трехзаходный, а это значит, что независимо от положения приводного ремня у нас все еще есть возможность подключения к переднему активному сцеплению.
Хотя электростартера с аккумулятором нет, мотор установлен с легкой обмоткой — он питает светодиодную фару, вмонтированную в щиток переднего бампера. С шестилитровым бензобаком это может пригодиться даже летом — мотоблок явно рассчитан на долгую работу, иногда до темноты.
Мотоблок оснащен сабельными фрезами, позволяющими регулировать румпель от 600 до 1100 мм, и 19-дюймовыми пневматическими колесами. Посадка — на шестигранник 25 мм, без штатной разблокировки колес, к сожалению.
Основные преимущества:
Минусы:
9.5 / 10 Рейтинг Работает пока один сезон. Тянет отлично, иногда даже забываю переставить ремень на более низкий читать далее
Нева МБ2-B&S (CR950)
Этот мотоблок собран на базе двигателя Briggs & Stratton CR950 — верхнеклапанный 208-кубовый с крутящим моментом 12,9 Н*м, чугунная втулка и двойные шарикоподшипники коленвала: простой и надежный выбор даже для средний мотоблок весом 91 кг, хотелось бы больше лошадиных сил, чем шесть с половиной.
Трансмиссия и цепной привод оси соединены в едином алюминиевом картере. Сам редуктор имеет две скорости назад и одну вперед, но также возможна установка мотор-трансмиссионного ремня на одну из двух пар шкивов разного диаметра — соответственно, у владельца появляется возможность сделать мотоблок «быстрее» или «более мощный». Очень ценно, что у мотоблока есть возможность регулярно отключать левое колесо, управляемое отдельным рычагом на руле — крутить удобно, не нужно покупать дополнительные муфты и самостоятельно устанавливать перепускные муфты . Регулировка высоты руля независимая, что также может быть удобно во время работы.
Максимальная ширина полосы обработки 126 см. Естественно, весовые средства даже на легком грунте здесь уже будут весьма кстати, хотя задний тягач все же имеет тенденцию меньше вырываться из земли, чем более легкие модели.
Что ж, наша главная рекомендация будет прежней: после покупки не поленитесь все проверить и растянуть.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.4/10 В целом особых проблем не было — карбюратор отрегулировал и поехал пахать читать далее
CHAMPION BC1193
Если бы не среднее качество сборки, о котором давно знают китайские «мастера», этот мотоблок мог бы претендовать на высокие оценки. Думается, так и должно быть – продольный девятисильный двигатель G270HK, у которого к тому же удобный доступ к клапанам и свечам зажигания, сухому сцеплению, заднему ВОМ, прочной коробке передач и картеру коробки передач. Вес мотоблока не менее 147 кг. Тут «понижение» точно не помешает — включай и подключай плуг, но, к сожалению, редуктор обычный, «два вперед, один назад».
Двигатель хорошо спроектирован, у него даже есть маслосъемный колпачок на впускном клапане — редкость для двигателей этого класса, особенно китайских. Клапана регулировать удобно, к ресурсу ЦПГ у нас особых претензий нет — он вполне средний. И даже сливная пробка — о чудо! — расположены там, где удобно подвести емкость для слива отработки.
Все хорошо? Так что давайте добавим ложку дегтя. Качество креплений ожидаемо низкое — там, где можно (но не всегда нужно), добавляют дешевую сыромятную кожу. Имейте это в виду и не торопитесь с затяжкой. Спиральные шестерни в редукторе часто плохо регулируются с завода — недаром даже в руководстве пользователя есть отдельный раздел, описывающий процедуру регулировки зазора. И регулируется регулировочными шайбами, которые еще можно попробовать найти. Так что, как ни крути, этот мотоблок явно рассчитан на рукастого хозяина, которому если не удовольствие, то как минимум не в тягость возиться с техникой.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.3/10 Растянут как положено, залит маслом — заводится легко, тянет как надо! Только уменьшенного не хватает, лишь бы «трактор» вышел читать далее
ЗУБР МТБ-400
При сборке этого мотоблока используется 7-сильный 212-кубовый двигатель, «ребрендинг» компанией под себя, и зубчатая цепная передача с тремя скоростями вперед и одной назад, без «включения пониженной передачи» перестановкой ремня: ведомая шкив — одноручьевой, а на переднем второй поток предназначен только для навесного оборудования.
При сборке стоит сразу проверить затяжку всех болтов, а самые ответственные не помешает заменить: качество метизов и заводская сборка с покраской обычно «зубровская». Сварка тоже вызывает нарекания у владельцев — так, во-первых, это техника для людей с руками, хороший набор инструментов и сварочный преобразователь, по крайней мере у соседа. Что обычно ожидается от бюджетного мотоблока и не только к Зубру относится. Обрезку тоже стоит переделать — она довольно слабенькая, да еще с лета 2021 года уже не комплектуется колесами (хотя на рекламе и на фото в интернет-магазинах они конечно остались — помните!).
В целом получаем тяговитый задний тягач, из которого 81 кг массы вместе с весовыми средствами позволит эффективно обрабатывать полосу шириной до 85 см. Наличие третьей скорости позволит ему при необходимости ездить с тележкой: в этом случае задний тягач «бежит» достаточно быстро.
Основные преимущества:
Минусы:
Модели в ассортименте:
Оценка 9,1/10 Первые пару лет пришлось пошалить, но в итоге зарекомендовал себя как надежно работающее устройство читать далее
АГАТ Л-6,5
А вот классический вариант «просто и доступно». Мотоблоки линейки «Агат» производятся в Ярославской области, на Гаврилово-Ямском заводе ОАО «ГМЗ «Агат», куда было перенесено производство оригинальных «Салютов» (выпускаются в виде «гражданского довеска» авиазаводом ОАО «ММЗ им после В. В. Чернышева в Москве). Ведь даже в инструкции к мотоблоку написано «Салют-5».
Модель L-6.5, как нетрудно догадаться, оснащена 6,5-сильным двигателем Lifan модели 168F-2 (196 куб.см, 10 Н*м крутящего момента). Он соединен через ремень с зубчатым редуктором, который имеет две скорости переднего хода и одну скорость заднего хода, плюс все передаточные числа можно менять синхронно, перебрасывая ремень через ручьи шкива. На первой скорости со штатными колесами получаем 2,8/3,5 км/ч, на второй – 6,3/7,8 км/ч.Задняя скорость ниже первой – 2,0/2,5 км/т.
Конструкция, надо сказать, упрощена: два приводных ремня и два тока на ведомом шкиве. То есть ремни переставляются только на ведущей, а на «высшей» передаче ремни деформируются, быстро изнашиваются. Так что в основном овердрайв здесь только для случайного использования. Шкив ВОМ для переднего активного сцепления отсутствует.
Но так или иначе, это простое и хорошо доработанное, при необходимости, «под себя» устройство с отлично изученным многими владельцами дизайном. Поэтому он точно был обязан войти в рейтинг лучших мотоблоков.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.0/10 Назовите его «Агатом» или «Салют» — просто надежная рабочая лошадка читать далее
Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки
PATRIOT Калуга (пониженная передача)
Обновленная «Калуга» теперь доступна в двух модификациях — собственно «Калуга», у которой, как и прежде, внутри «нога» с цепным приводом, выполненная из алюминиевого сплава, и «Калуга-М» с чугунным картером, за счет чего «Потолстеть» с 75 до 86 кг. Поскольку речь идет о легких мотоблоках, то возьмем для обзора именно обычную Калугу, где основное отличие от предыдущей версии — измененные передаточные числа в коробке передач: теперь первая передача — полный захват, что позволяет при установка утяжелителей, позволяющих максимально раскрыть потенциал 7-сильного двигателя объемом 208 кубических сантиметров.
В комплект входят пневматические колеса и фрезы, закрепленные на шестигранных валах. Но транспортировочное колесо почему-то убрали из упаковки, перенеся в список опций. Ширина обработки обычными культиваторами составляет 85 см. Кстати, по наставлениям разных годов выпуска мы даже насчитали две версии обновленной Калуги — изначально заднеприводный тягач оснащался закрытым кожухом приводного ремня и не имел возможности установки переднего муфта — но самих ремней было два, а не один, как сейчас: видимо, производитель быстро решил унифицировать и удешевить серию.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.2/10 По цене в целом понятно, что мотоблок для хозяина с руками. Ничего, думать несложно, двигатель хороший читать далее
Парма МБ-02-7.0К
Калужская компания «Кадви» считает, что в особом представлении не нуждается. Мотоблок, во многом унифицированный с Невой (и заодно с приставкой к Каскаду и Неве — это плюс!), выпускается в двух комплектациях: только с мотоблоком и только с колесами (это , на самом деле обозначается суффиксом К в маркировке модели). Двигатель — Lifan 170F, 7 л.с., 14 Н*м, 210 куб.см, неприхотлив и имеет более чем приличный ресурс за такую цену. Ведущий шкив ременной передачи имеет два свободных потока для привода роторной косилки.
Коробка передач — классическая две скорости вперед и одна назад., «ножная» цепь. Здесь с коробкой передач следует быть осторожнее: нередки жалобы на первую или вторую передачи из-за нарушенной регулировки.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,1/10 Двигатель надежный, дизайн знакомый. Если что, всегда хочется узнать, а запчастей много читать далее
Huter МК-7000
К сожалению, на легких мотоблоках производители стремятся присоединить заднюю навеску непосредственно к коробке передач. Нет, конечно, так проще, и по идее там должна крепиться только коса… Но все мы понимаем, что многие владельцы тыловых тягачей стремятся «взять с них все», особенно если у них высокомоментная семерка двигатель лошадиных сил. В общем, если вам все еще не дает покоя идея прицепить к этому мотоблоку тяжелый прицеп — помните, мы вас предупреждали. Либо стоит переделать ссылку сразу, так как при наличии сварочного аппарата, электродрели, болгарки и куска швеллера это не сложно (а что там — это бюджетные трактора, которые часто надо » готово»» так что можно еще сразу плюнуть на гарантию).
Максимальная ширина обработки Huther составляет целых один метр, что при весе в 72 кг явно потребует установки утяжелителей, иначе мотоблок будет очень сильно стараться выпрыгнуть из земли. У него сцепление на двух ремнях, плюс есть шкив ВОМ для активного крепления спереди. Но транспортировочное колесо было «зажато», даже если бы транспортировочная ручка была прикручена спереди — лучше бы, знаете ли, наоборот.
А вот передаточные числа здесь на первой и второй передаче подобраны не очень удачно — по сути, Huter можно считать близнецом старой Калуги, пока он не получит более высокий крутящий момент на первой скорости.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.0/10 Взял в первую очередь из-за двигателя, остальное сделал сам. Каркас, например, обязательно нужно усилить читать далее
Denzel DPT-270
Еще один бренд, придуманный небезызвестным ООО «Мир Инструмента» (они же продают «Сибртех», «Гросс» и так далее) скрывает «прописку» в Нижнем Павлово и китайскую «биографию», так причем тут указанная «родная страна» бренда Германия «откуда» происходит?, науке неизвестно. Но как всегда. Но нас больше интересует конечный результат, логично ли это?
Двигатель у ДПТ-270 стандартный «китаец» на 212 «кубиков» и 7 лошадиных сил. На нем, собственно, и собрана вся линейка Denzel. Здесь он скрывается под «фирменным» именем Denzel RX17. Привод двухступенчатой коробки передач — клиноременный, приводной шкив имеет ток отбора мощности на переднее сцепление. Есть и обратка. «Нога» редуктора — цепь.
Вес заднего тягача 62 кг. С фрезами 85 см с предварительно собранными секциями этого точно мало, надо утяжелять. Но если вам часто приходится возить мотоблок туда-сюда, это даст плюс к удобству транспортировки. В общем, это типичный «китаец» этого класса.
Основные преимущества:
Минусы:
Модели в ассортименте:
8.9/10 Оценка Нормальный мотоблок-средний, не лучше и не хуже одноклассников читать далее
Steher GT-300
Еще один «тип немца» по свидетельству числится в той же конторе из Павлово, что и Дензел, владельцем товарного знака является некое Московское ЗАО. В общем, уже можно догадаться, что куча разных средств в наших магазинах не только одинаковые, но и фактически продаются под разными названиями одними и теми же людьми. Контрольный снимок: прилагаемая к мотоблоку инструкция предписывает использование только оригинальных запчастей марки… «Зубр». Кто-то, похоже, забыл отредактировать общий шаблон.
78-килограммовый мотоблок использует семисильный двигатель объемом 212 кубических сантиметров. И двигатель, и вес до килограмма, и конструкция в точности совпадает с Зубром МТБ-300, но в чехле Steher задний тягач показался нам более удачным — изогнутые, а не плоские крылья, удобный доступ к натяжке ролик приводного ремня (и более легкий контроль за состоянием сетки этого ремня). А вот качество сборки, к сожалению, не лучше «зубровского»: что делать, если все «вылили из чашки»?
Так что скажем так: если вы стремитесь к чему-то подобному, не забивайте себе голову — если в магазине есть МТБ-300, берите, если ГТ-300 — так тому и быть. Принципиальной разницы нет.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8.9/10 Пользуюсь не очень часто, поэтому особо дорогой не брал. В основном доволен, мелкие недочеты устранил сам читать далее
Aurora GARDENER 750
Самый дешевый и легкий (52 кг) в нашем рейтинге мотоблоков по характеристикам двигателя — брат-близнец МКМ-3-ДК7, коробка передач тоже аналогична (две вперед, одна сзади). Но тут удобство маневров нивелируется непрактичностью мотоблока «из коробки» — при покупке бюджетного семисильного трактора владелец явно будет использовать его в тяжелых работах, поэтому ему сразу придется поставить на него грузики, а штатную цепь в редукторе заменить на более прочную.
Задний тягач имеет возможность установки активного анкерного крепления, но опять же «родного» — для изделий других производителей требуется кронштейн-переходник. Основная претензия к мотоблоку заключается в том, что при регулировке положения руля рычаг переключения передач остается на месте; во время работы вы должны тянуться к нему.
В целом задний тягач неплох, хотя здесь очень хотелось бы увидеть если не фирменный двигатель, то что-то более приличное, чем штатный китайский «нонейм», хотя бы тот же Лифан.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8.7/10 Для дешевого мотоблока вполне функционален, со временем закончу недостатки — за такую цену простительно читать далее
Лучшие средние дизельные мотоблоки
RedVerg ГОЛИАФ-2-7Д
При своей нынешней цене этот тыловой тягач сразу наводит на подозрение в какой-то дешевизне — ну да, коробка здесь простая, без понижающей передачи, зато с ней семисильный дизель Loncin BS178F (именно Loncin, а не B&S, как вы можно увидеть в некоторых каталогах!) сможет раскрыть все его возможности. Электростартера нет и оба колеса жестко закреплены на оси, поэтому сегодня еще раз советуем подумать об обгонных муфтах. И заодно об удлинителях осей: При использовании на пневмоколесах узкий штатный ремень в сочетании с высоким центром тяжести делает задний тягач склонным к опрокидыванию набок.
Кстати, если этот мотоблок показался вам «Чемпионами», то вы совершенно правы: например, если вы откроете инструкцию одновременно к RedVerg и какому-нибудь Champion DC1163E, то обнаружите, что не только описание процесса регулировки пар конических шестерен описано так же одним словом, но картинки те же. Поэтому мы фактически включили в рейтинг мотоблок RedVerg, а не Чемпион: хотя марки не равны во всех категориях, так как китайцы собирают одну и ту же конструкцию под десятком наименований.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,2/10 Заводится (если привыкнуть) без проблем — ведь у дизеля свои технические характеристики. Шум и вибрация допустимы читать далее
Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки
PATRIOT Nevada 15
Этот мотоблок нельзя по совести назвать лучшим, скорее он сейчас один из самых распространенных, эдакий «антикризисный» вариант. Что ж, обратим на это внимание.
15-сильный мотор сочетается через многодисковое сцепление с двухступенчатой коробкой передач (плюс реверс), понижающая передача отсутствует. Это бюджетное решение, но не оптимальное: такие коробки рассчитаны на «быструю» работу на обеих передачах, тогда как тяжелому задне-заднему трактору нужна либо полноценная «понижающая», либо трехступенчатая коробка передач, где первая передача имеет высокое передаточное число «для тяги».
В общем, комплектация простая — ни электростартера, ни дифференциала, ни хотя бы обгонной муфты. Из-за этого особого удовольствия от маневрирования 145-килограммовым задним тягачом нет, следует сразу покупать «обгон». Зато есть вал отбора мощности для активного заднего сцепления — так что задний тягач в принципе можно пустить в работу сразу без серьезных переделок, просто протянув его при сборке, проверив масло и дав первоначальную передышку -i. И только тогда в дело вступит традиционный сценарий «человек с руками».
В настоящее время, как бы то ни было, популярность мотоблока можно прогнозировать неплохую: ведь роль будет играть вопрос цены и наличия в магазинах (именно поэтому мы перерисовали оценку Эта весна).
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9.2/10 Но за эти деньги нормально читать далее
Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки
PATRIOT Boston 9DE
164-килограммовый мотоблок оснащен 9-сильным дизельным двигателем и станет незаменимым инструментом для пахоты там, где использование трактора не оправдано – учитывая доступную цену, ему можно простить азиатское происхождение. Коробка передач у него всего две скорости, и передаточные числа на обеих невысокие — он тянет плуг по тяжелой почве вполне уверенно, особенно если заменить обычные пневмоколеса на металлические с тяжелыми грунтозацепами.
Даже со штатными фрезами мотоблок схватывает 125-сантиметровую полосу за один проход, но на этом его возможности явно не ограничиваются – об этом говорит и мощность двигателя, и сила передачи.
Блок китайского дизеля получил довольно высокие оценки пользователей – он экономичный, в меру шумный, при правильном обслуживании может работать много сезонов.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 9,6/10 В нашем хозяйстве он работает без отдыха уже несколько лет, только успевая менять масло. Тянет хорошо, вибрация умеренная читать далее
CHAMPION DC1193E
Возьмите уже описанный выше ВС1193 и замените бензиновый двигатель на дизельный — что собственно и получится этот мотоблок. Конечно, сочетание тяговитого дизеля Champion D420-1HK с солидной массой 177 кг уже позволяет считать мотоблок полноценным «тяжеловесом», но, к сожалению, он все равно оказывается «на дно» рейтинга лучших мотоблоков.
Начнем с того, что коробка передач не изменилась — все та же «2+1». Но именно на дизель-тяжелом мотоблоке желательно несколько скоростей, иначе тяги будет либо не хватать на малых оборотах, либо на больших. Уменьшенную дальность для этого класса вообще можно считать нормой, и жаль, что ее здесь нет.
Коробка передач тоже осталась прежней, то есть колеса по-прежнему жестко крепятся к одной оси. В результате маневрирование уже основательно нецелесообразно – тяжелый задний тягач упорно не повернется, здесь без дифференциала сложно. Конечно, в итоге мотоблок оказался не самым дорогим, но и награда за эту экономию, с нашей точки зрения, слишком велика. Поэтому он точно последний в рейтинге.
Основные преимущества:
Минусы:
Оценка 8.9/10 За свои деньги задний тягач меня устраивает: дизельного топлива потребляет мало, тянет как трактор. Вот поворот, конечно, хреновый, особенно на вспашке читать далее
Как выбрать лучший мотоблок?
Начать с двигателя — если вы выбираете бензиновый трактор, то предпочтительнее будут фирменные нижние двигатели (Honda GX, Briggs&Stratton, Subaru-Robin), верхние двигатели Subaru тоже хороши, но сложнее в обслуживании; дешевые, но достаточно надежные китайские клоны – Lifan, Kipor. Если вопрос цены актуален, нужно выбирать из комплектного китайского «нонейма», который либо вообще не имеет маркировки, либо уже промаркирован сборочной компанией под своим именем.
Дизельные мотоблоки лучше выбирать, если предстоит много тяжелых работ, так как они имеют более высокий крутящий момент, больший ресурс и меньший расход топлива. Подавляющее большинство представленных на нашем рынке моделей оснащены «чистокровными китайскими» двигателями, но в двигателях Lifan и Kipor опять-таки явно прослеживаются японские «корни».
Что касается моторной трансмиссии, то в среднем классе есть только выбор: легкие мотоблоки, за исключением нескольких редких моделей, имеют ременную передачу, а тяжелые — только прямое дисковое сцепление. Для среднего мотоблока оптимальным выбором будет прямая, но есть и немало удачных моделей, в которых используются ремни штатных размеров: если нет принципиальной необходимости в установке заднего фрикциона на вал отбора мощности, то такой мотоблок будет экономичнее.
Что касается коробки передач, то тут есть три варианта:
В некоторых мотоблоках применяются комбинированные схемы, например зубчато-цепные редукторы (цепь натянута вдоль корпуса, чтобы обойтись без дорогостоящего набора шестерен, а заканчивается парой редукторов, разгружающих цепь и уменьшающих износ) или сочетание зубчатой передачи и червячной передачи — отдельный выход для фрез. Но это достаточно экзотично, распространенные модели основаны на традиционной кинематике.
Совет: По возможности перед покупкой осмотрите основные узлы мотоблока, визуально оцените качество сборки и покрытия. Иногда недотянутый болт поможет узнать о надежности агрегата больше, чем куча изученной литературы.
Удачных вам покупок и богатого урожая!